Thursday, December 1, 2011

Скандинавский социализм - мифы и реальность (1)

После определеннго затишья, связанного с написанием книги, я решил возобновить свои посты в блоге.
Мама недавно вернулась из Европы и познакомилась с одной Азербайджанкой, проживающей в Норвегии, которая больно расхваливала систему образования, здравохранения и вообще жизнь в Скандинавских странах. Всем известно, что эти страны отличаюцца социалистической направленностью и, в отличие от других стран, придерживающихся схожей политики, достаточно успешны экономически.
Каждый раз, когда я начинаю защищать капитализм и проклинать всех социалистов, меня вечно обвиняют в эгоизме и нечеловечности. Но самым любимым аргументом социалистов являецца пример именно Скандинавских стран, которые достигли невероятных успехов на поприще социализма.
Затем я и решил написать этот пост. Он будет посвящен Швеции, следующий Норвегии. Хотел поблагодарить моего друга Штефана Карлсона из Центробанка Швеции за информацию, предоставленную здесь.
Предполагаемый успех шведской экономики позволил принципу «Welfare State» «Государство всеобщего благосостояния»  укрепицца в умах горе-социалистов. Вот недавно опять дискуссировал на эту тему со своим фейсбуковским знакомым Мурадом Гассанлы, который по совместительству называет себя политическим диссидентом. Чем больше я с ним общаюсь, тем больше благодарю Аллаха за то, что его не пускают в республику, с его больной философией коммунизма, нежели социализма. А виной всему то, что люди перестали понимать, что такое социализм, что такое общественное благо и различать их от коммунизма и фашизма.  
Прежде чем перейти к истории экономического развития Швеции и показать причины их успеха, я хотел бы коротко рассказать, какие типы социализма могут быть.
Социализм во времена СССР, это когда вся собственность, а также производственные мощности находяцца в руках государства. Когда все решения принимает наделенный сверхчеловеческими способностями человек, божий посланник, который всегда точно знает, что и когда нужно человеку для нормального житья. Слава богу, за 70 лет мы смогли убедицца, что последний посланник божий приходил к нам в 7-ом веке и в экономику не лез. Отсюда и дефицит, убогое качество продуктов, образования, отсталость в медецине и т.д. Виной всему то, что не существует пророка или группы пророков, которые точно могли бы угадывать все, что нужно людям.
Социализм по-американски, это когда государство лезет в долг, чтоб обеспечивать свои социальные обещания перед гражданами, так как их экономика не может себе этого позволить.
Социализм же по-скандинавски, это совсем другая история.... 
До второй половины 19-го века Швеция была довольно бедной страной. Но далеко идущие рыночные реформы 1860-х годов позволили Швеции получить большую выгоду от распространения промышленной революции. В те времена швеция открыла все границы для свободной торговли, тогда как Франция и другие страны закрывали границы.
 И вот, в конце 19 и начале 20 века, Швеция была страной с быстро развивающейся промышленностью, движимая многими шведскими изобретателями (Альфред Нобель, Свен Вингкуист, Густав Дахлен и т.д.) и предпринимателями.
В это же время появились производители автомобилей Volvo и Saab, а также телекоммуникационная компания Ericsson. Почти все крупные шведские компании были созданы в конце 19 и начале 20 века, в период не только бурного роста, но и время, когда был заложен фундамент экономики.
Еще одним немаловажным фактором успеха как Швеции, так и  других Скандинавских стран, стало то, что они смогли остацца в стороне от обеих мировых войн, да и от всех других войн вообще. В Швеции не было войн с 1809 года, когда она была захвачена Россией, потеряв Финляндию.
В результате политики свободной торговли, находчивости своего народа и успешного избежания войн, Швеция стала страной с самым высоким ростом доходов на душу населения в период между 1870 и 1950 годами. Тогда Швеция стала одной из самых богатых в мире стран, уступая лишь США, Швейцарии и Дании.
В 1932 году социал-демократы пришли к власти в условиях Великой Депрессии в США. И, как и Рузвельт в Америке и Адольф Гитлер в Германии, они начали расширять государственное влияние на экономику. До 1932 года государственные расходы были ниже 10% ВВП, но социал-демократы и их лидер Пер Альбин Ханссон (Per Albin Hansson), хотел это изменить и сделать Швецию "folkhem" - "домом народа". Кстати этот термин шведские Социал-демократы переняли от фашистов в Италии. В этих случаях я всегда вспоминаю о том, что благими намерениями выложена дорога в ад.
Даже в начале 1950-х, Швеция оставалась одной из самых свободных экономик в мире, а государственные расходы по отношению к ВВП были ниже американского уровня.
Но в период между 1950 и 1976, Швеция пережила увеличение государственных расходов, беспрецедентный в период безвоенных действий. Государственные расходы к ВВП, увеличились с 20% в 1950 году до более чем 50% в 1975 году. Практически каждый год, налоги повышались, в то время как «Государство всеобщего благосостояния» безжалостно расширялось.
В течение первых 20 лет это безжалостное наступление правительства на рынок, казалось, не имеет последствий, так как Швеция получала выгоду от быстрого роста мировой экономики в тот период. Хотя рост шведской экономики уже начал снижацца в относительном выражении. Ситуация изменилась в 1970-х годах, когда к правлению пришел другой представитель от левого крыла социал-демократической партии после Улофа Пальме. Пальме активизировал социалистические преобразования в Швеции, ужесточил регулирование предпринимательской деятельности, резко увеличились налоги на заработную плату и пошел на поводу у профсоюзов, заставив препринимателей поднять им зарплаты.
Все эти меры сделали шведский бизнес неконкурентоспособным на мировых рынках. И тут Пальме решил исправить ситуацию, тупо девальвировав шведскую крону. В результате, резко возросла инфляция, что привело к девальвации. Все это привело к падению экономики, еще большему росту налогов, увеличению государственного регулирования. Все это привело к тому, что социал-демократы прервали 44-х летнюю историю побед на выборах и в 1976 году к власти пришли правые.
Но из-за нерешительности правоцентристской партии они отказались от радикальных мер восстановления экономики, которые были остро необходимы. Затем экономические проблемы, в том числе инфляция и девальвация, продолжались. По этой причине и потому, что три коалиционные партии - консервативная Умеренная партия, Либеральная партия и Партия центра - не смогли сработацца, социал-демократы вернулись к власти в 1982 году.
Они сразу же реализовали один "большой взрыв" девальвации в 16%, обещая, что он будет последним. Хотя они всегда так говорили и им мало кто верил.
А в 1985 году правительство приняло решение о дерегуляции банковского кредитования. Эта реформа затевалась для того, чтобы еще больше улучшить распределение богатсва среди граждан, но она имела катастрофические побочные эффекты. Учитывая тот факт, что в то время, реальные процентные ставки были значительно ниже нуля (после уплаты налогов и инфляции), это вызвало массовую кредитную экспансию, которая, в свою очередь, еще больше усугубила инфляционный рост потребительских цен, в то же время создала пузырь на рынке недвижимости и в финансовом секторе. Шведская конкурентоспособность еше больше была подорвана.
После того, как Пальме был убит неизвестным убийцей в феврале 1986 г., прагматик Ингвар Карлссон стал премьер-министром. Обеспокоеннре темпом роста шведской экономики, правительство Карлссона осуществило ряд рыночных реформ. Среди них: снятие всего валютного контроля в 1989 году и налоговые реформы, которые резко сократили налоговые ставки. Все эти действий способтсовали долгосрочному развитию экономики, но не были достаточными, чтоб быстро вывести страну из кризиса.
Между тем, в экономике началось еще более значительное замедление в 1990-ом в связи с экономическим спадом ключевых торговых партнеров, таких как США, Великобритания и Финляндия. Конечным результатом было то, что Швеция впала в рецессию в конце 1990 года.
Из-за отсутствия валютного контроля, крона стала хорошей забавой для валютных спекулянтов. Войны Центробанка со спекулянтами привели экономику к еще большей рецессии.
Рецессия 1992-го года стала для Швеции безусловно самой болезненной со времен Великой депрессии.  Но после этого глубокого спада пошел подъем. И он происходил по целому ряду причин. 20%-ное снижение стоимости кроны в конце 1992 года дало мощный импульс к экспорту. Это дало толчок к росту в конце 1993 года. Более того, значительное количество свободных рыночных реформ, осуществляемых Ингвар Карлссоном и консервативным Карлом Бильдтом  (премьер-министром в период между 1991-1994), помогло поднять потенциал роста шведской экономики.
Помимо уже упомянутых реформ, снижение предельных налоговых ставок и отмена валютного контроля, дерегулирование банковского кредитования и существенно сниженная инфляция, а также приватизация ряда государственных компаний и дерегулирование нескольких ключевых отраслей (розничной торговли, телекоммуникаций, авиатранспорта). Кроме того, огромный дефицит бюджета был ликвидирован. Даже социал-демократы осознали необходимость глубокого сокращения расходов.
Все это помогло восстановить Швецию. Именно это восстановление пропагандируецца всеми социал-демократами мира как успех данной модели. Мол, высокие налоги и большое правительство и есть пусть к успеху.
Однако, как мы видим, каждый раз когда правительство внедряло рыночные механизмы и устраняло социалистические наклонности, только тогда страна выходила из кризиса и процветала.
Я бы не назвал Швецию социалистической страной, она больше с социалистическими замашками. Это страна, которая не спасала банки и промышленность от кризиса и давала руночным механизмам действовать. Для примера, не стала сапасать СААБ от банкротства, как сделали немцы с Фольгсвагеном или американцы с ДжМ. Также они не препятствовали выводу части производственных мощностей Вольво в Китай. Они также отказались от налога на имущество, так как все богатые люди начали съезжать в Швейцарию и там покупать недвижимость.
У шведов, да и у скандинавов вообще, есть одно генетическое преимущество, они в принципе не подвержены коррупции. Ну, просто до невыносимости не подвержены. Именно по этой причине у них социальная модель работает, так как все деньги, что люди платят как налоги, им же и возвращаюцца. Шведы, прикинув, подумали, что если и будет меньше налогов, но при этом образование и медицина будут платными, то они все равно будут платить те же деньги. Затем и не видят особой разницы.
Но в мире больше нет похожего успешного опыта внедрения социалистических замашек. Точно такая же система не сработала нигде, ни в США, ни в Англии, ни в Италии, ни в других странах Европы, ни в Азии, нигде. Вот я и думаю, что скандинавы удачно воспользовались своим сравнительным преимуществом – генетической предрасположенностью к честности и труду. Вот успех их экономики, а не высокие налоги и социализм. Глупо предполагать, что будь у них налоги меньше, они умирали бы с голоду. Они в состоянии платить высокие налоги, благодаря которым поддерживают уровень жизни, только за счет того, что они могут много зарабатывать.Если бы у них не было возможности много зарабатывать, то и от высоких налогов не было бы толку.
В конце хорошее интервью у шведского экномиста, который написал книгу «Капиталистическое государство всеобщего благосостояния».


2 comments:

  1. А вы же обещали о норвежской модели высказаться! Если высказались, то напишите пожалуйста как найти.

    ReplyDelete
  2. Все хорошо и подробно, но неужели вы забыли о суффиксах -тся и -ться? Бросается в глаза. Спасибо.

    ReplyDelete